ТПП-Информ. Импортозамещение – в поле зрения общественного контроля

На фоне санкционной войны Россия реализует новый курс – импортозамещение. По мнению президента РФ  Владимира Путина , необходимо вернуть национальный рынок отечественным предприятиям.

В июле 2014 года был принят Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", который стал исполнением президентского поручения, озвученного в декабрьском послании Федеральному Собранию. 


В Санкт-Петербурге в марте состоялось подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве двух субъектов исполнительной власти и общественной организации: между Комитетом по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга и Центром общественного контроля. Оно призвано содействовать развитию программ импортозамещения, обеспечению прозрачности государственных закупок, а также повышению роли общественного контроля.
Какие будут основные функции у общественного контроля? Чем он может помочь в заявленной правительством страны программе по импортозамещению? На эти и другие вопросы мы попросили ответить председателя Центра общественного контроля  Анну Филоненко .


– Программа импортозамещения, госзакупки и общественный контроль. Какая связь?


– Сегодня проблема импортозамещения стала особенно актуальной. Политика импортозамещения, которая обязана учитывать долговременные потребности страны, крайне значима и основывается на создании благоприятной среды для национальных производителей. Необходимость реальной реализации такой программы важна еще и тем, что в результате должна повыситься конкурентоспособность отечественной продукции.


Наступившее непростое время для российского предпринимательства сильнее всего затронет самых незащищенных – малый и средний бизнес. Неподъемные ставки по кредитам и снижение спроса на товары и услуги могут привести к закрытию многих компаний, а устойчивое экономическое развитие любого государства возможно только при высоком уровне производственного самообеспечения, увеличении объемов выпуска продукции внутри страны. Программа по импортозамещению дает колоссальную возможность для развития собственного производства. Но в любом случае одного решения недостаточно. Необходима еще и поддержка.


Госзаказ – один из самых эффективных инструментов. Именно в его рамках можно обеспечить заказы для предприятий, например, Петербурга более чем на 200 млрд рублей в год. Это огромные деньги. Но поручить, к сожалению, еще не значит, что все так и сделают. Вот для того, чтобы помочь проверить, как исполняются распоряжения, и нужен общественный контроль – одна из важных составляющих в комплексной работе по содействию реализации программ импортозамещения. Кстати, его возможность прописана и в 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".


Импортозамещение является государственной стратегией. Совершенно очевидно, что именно эти программы формируют внутренний спрос. И если преференции отдаются российским поставщикам товаров при выполнении госзаказов, то наличие общественного контроля в процессе государственных закупок сейчас очень важно. Ведь вовлекая как можно большее количество самых разных, неравнодушных людей и общественных объединений, понимающих, что от их работы зависит будущее нашей страны, государство тем самым активно содействует развитию отечественного бизнеса. Таким образом, объединяя усилия общественности, власти и предпринимательства осуществляется борьба не только с коррупцией, но и с неэффективным расходованием бюджетных средств. И тут действительно для развития российского производства такой контроль – всем в помощь. По сути, все вышесказанное сводится к одному – стабилизации финансово-экономической ситуации в России, чтобы российский бизнес смог развиваться динамичнее.


– Контрольные полномочия в той или иной степени есть практически у всех органов государственной власти. Чем отличаются полномочия общественного контроля?


– У общественного контроля есть свои особенности. Он обособлен от госконтроля. Он независим и непредвзят. Все основывается на самоорганизации неравнодушных к жизни страны граждан и по их собственному желанию. Каждый россиянин может внести свой вклад в систему общественного контроля, но здесь не должно быть хаотичного движения, а только в рамках правового поля. Если говорить коротко, то основная цель – это наблюдение и контроль за деятельностью органов власти и подведомственных организаций.

Это общественная проверка, анализ и оценка их работы. Но главное – гармонизация отношений власти и общества, выстраивание своеобразного "мостика", когда власть становится более открытой и прозрачной, становится ближе народу. При этом общественные организации ни в коем случае не должны подменять собой контролирующие органы. Мы можем взять на себя только большой пласт предварительной работы. Если говорить проще, то, по сути, общественный контроль – это обратная связь общества и государства.


– Будет ли действовать такая обратная связь?


– Уже действует! К нам присоединяется все больше и больше организаций и волонтеров. Ведь это тот самый механизм, который позволит обществу не просто контролировать работу чиновников на этапе принятия и в ходе реализации решений, но и поправлять их при необходимости. К счастью, нас слышат во властных структурах, ведь основной девиз общественных контролеров Центра – это работа на результат. Очень важно, когда государство идет навстречу, а не в другую сторону, понимание того, что общественный контроль призван не вставлять палки в колеса, а реально помогать общему делу, вкладывать свои силы в решение общих вопросов.   Мы действуем и приносим реальную пользу. При таком положении дел обратная связь может быть только двусторонней и только на благо страны.

Источник: http://www.tpp-inform.ru/official/5658.html

  • 539749 373127759388401 410736022 n
  • 1380251 10151612148556857 367174805 n
  • logo kgz