buttons
<<< Все Новости
5 жилых домов с интересной историей в центре города 

1. Жилой комплекс Бассейного товарищества


Это здание — один из самых масштабных жилых комплексов исторического центра. Огромный серый дом занимает практически целый квартал, выходя фасадами сразу на три улицы: на Греческий проспект, улицы Некрасова и Фонтанную. И каждый из фасадов украшает огромное количество скульптуры, которая, кстати, ни разу не повторяется.

В XIX веке на месте дома находились огороды и полковая баня Преображенского полка. Полк охотно сдавал участок в аренду, и с середины 80-х годов позапрошлого века здесь обосновался летний театр на Бассейной (так тогда называлась улица Некрасова — прим. авт.), любимое место отдыха петербуржцев. Театр менял имена и хозяев, но неизменно оставался популярным; пока последнюю его «редакцию» под названием «Олимпия» не разобрали для строительства дома Бассейного товарищества. Случилось это в 1912-м году. Представители Преображенского полка решили, что участок выгоднее продать, чем сдавать в аренду, и не прогадали: за сделку они получили более полумиллиона людей, баснословные по тем временам деньги.

В те времена как раз набирали популярность Общества собственных жилищ. Смысл Обществ был в том, чтобы не нанимать квартиры в доходных домах (как все поступали в XIX веке), а вскладчину построить собственное жилье. Главными акционерами таких кооперативов были представители среднего класса — чиновники, военные, интеллигенция, врачи: люди, у которых не было возможности построить целый доходный дом, но которые при этом не хотели перебираться на окраины. Первое подобное Общество появилось в 1903-м году.

Комплекс Бассейного товарищества был несколько дороже остальных: во-первых, потому, что он находился в хорошем районе, в центре, а во-вторых, так как он строился по, как сейчас сказали бы, «элитному» проекту. В среднем квадратный метр площади стоил здесь 100 рублей (завидуйте, современные владельцы ипотечных квартир!), а единовременный первый взнос составлял 40%. Товарищество брало ссуду в одном из обществ взаимного кредита , которые в те времена тоже активно развивались, под залог собственной недвижимости, строило первый этаж, брали новую ссуду под залог фундамента с первым этажом. ну, и так далее.

Авторами первоначального проекта стали Эрнест Виррих и Алексей Зазерский. Именно им принадлежит идея оригинального пространственного решения комплекса: не дворы-колодцы, как обычно, а два смыкающихся в глубине участка курдонера с Г-образным внутриквартальным проездом. Благодаря такому решению окна всех квартир выходили на улицу, и лишь кухни и технические помещения выходили окнами на маленькие темные дворы. Впоследствии к созданию проекта присоединились Николай Васильев и Алексей Бубырь.

Как мы уже упоминали, дом был, что называется, «элитным» — и это не пустые слова. Внутри было предусмотрено все: вентиляция, центральный горячий водопровод, отпительная система, технические лифты на черных лестницах, светлые холодные кладовые на каждой кухне и даже. пылесосная станция. Последняя соединялась трубами со всеми квартирами дома, и жильцы могли сделать уборку, просто присоединив резиновый шланг пылесоса к гнезду на кухне! (Так что модная сегодня идея «умного дома» не так уж нова).

Специальные балконы для чистки одежды на черных лестницах, механические прачечные с сушилками, общая гостиная и курительный зал в мансардном этаже и даже — о чудо общественные уборные в парадных: в доме Бассейного товарищества было буквально всё. Первый этаж с самого начала планировалось сдавать под магазины, а на вырученные средства — поддерживать содержание дома. Квартиры в доме были просторными: от 110 до 270 кв м, от трех до семи комнат. Каждый член товарищества мог внести разумные изменения в планировку своей квартиры: поменять конфигурацию комнат, расположение дверей и т. д. За дополнительные деньги можно было заказать и более дорогую отделку.

Дом был отделен от остальных участков широкими, специально проложенными с северной и западной сторон, проспектами, предназначенными лишь для пользования выходящих на них домов и закрытыми для уличного движения. В широкой части проспектов планировалось устроить детскую площадку, бассейн и фонтан. Проспекты и площадку должны были обсадить деревьями; предусматривалось место также для газонов и палисадников.

— ул. Некрасова, д. 28.

2. Дом Российского общества покровительства животных на 4-й


Если будете проходить мимо дома №5 по 4-й Советской (Рождественской) улице, поднимите голову наверх и рассмотрите декоративный фриз между пятым и четвертым этажами. Вы увидите фигурки домашних и диких животных и птиц, всего их пятнадцать. Лев, лось, заяц, баран, горный козел, гусь и курица, две лошади (по-видимому, домашняя и дикая), пять собак разных пород и котенок.

История появления этого необычного дома на 4-й Рождественской улице отражает эволюцию отношения человека к братьям нашим меньшим, произошедшую в XIX веке. Здание изначально было спроектировано и построено для ветеринарной лечебницы Российского общества покровительства животным, что для того времени (шла первая мировая война!) было невероятной роскошью.

По некоторым данным, скульптор на фризе здания изваял портреты подлинных посетителей лечебницы.
Проект и надзор за строительством поручили архитектору Иосифу Долгинову, выпускнику Академии художеств, который к тому времени уже построил уже более десяти доходных домов на Петроградской стороне и Васильевском острове. Деньги на строительство собирали всем миром.

— 4-я Советская ул. д. 5

3. Двор на Литейном, 46


С Литейного проспекта вход в этот двор приметен большим балконом над тремя арками – высокой центральной и двумя маленькими, отделенными рядами колонн. Сейчас проникнуть с улицы внутрь двора стало не очень просто – жильцы отгородились от сторонней публики воротами и калиткой с домофоном. Но стоит приложить небольшие усилия, чтобы полюбоваться «картиной уютной усадьбы» (так гласит один из путеводителей) и редким для Петербурга двойным садом.

Разумнее всего набрать в домофоне какую-то из квартир и вежливо попроситься осмотреть двор. При этом лучше ссылаться на то, что вы специально для этого приехали за тридевять земель (пусть даже на самом деле вы коренной петербуржец в седьмом колене). В подворотню вас пропустят наверняка: в Петербурге исторически сложилось исключительно доброжелательное отношение к гостям города, которым интересны его достопримечательности.

За тройной аркой открывается сложная структура двора. В первой части, образованной пятиэтажными крыльями дома, использованы элементы архитектуры и декора, свойственные периоду высшего взлета европейской культуры – эпохи Возрождения. Майоликовые горельефы изображают двух персонажей той поры – Джулиано Медичи и Бартоло Колони. Компанию им составляет Минерва в античном шлеме. Для пущей стилизации под древность на здании сделаны надписи по латыни, а на дворовом фасаде отмечена дата ANNO MCMXII. Это 1912 год – по всей видимости, время окончания работ архитектором Александром Хреновым, занимавшимся в начале прошлого века перестройкой двора.

В середине первого сада в окружении плотных кустов расположилась чаша небольшого фонтана (давно не работающего), а чуть дальше, в глубине двора, массивная литая решетка, стилизованная под ограду Летнего сада, отделяет сад второй. По левую руку в нем светлая усадьба, выстроенная в духе петербургской архитектуры начала XIX века. Авторы особняка точно не известны, но историки полагают, что ими могли быть представители семейства Бенуа. В здании усадьбы после революции поселился Театральный отдел Наркомпроса. Здесь бывали Федор Шаляпин, Александр Блок, Максим Горький. Теперь в особняке находится школа с углубленным изучением музыки, поэтому звуки скрипки и рояля являются естественным элементом в общем антураже сада.

По правой стороне второго двора – приземистый двухэтажный флигель хозяйственной постройки. А в центре – уютный сад с удобными скамейками, с вымощенными камнем дорожками и гранитными постаментами несуществующих скульптур – можно в качестве нерукотворного памятника сфотографироваться на пустующем постаменте. Шум суетливого Литейного проспекта почти не слышен, и на какое-то время здесь действительно можно почувствовать себя в усадьбе «дней Александровых прекрасного начала».

— Литейный пр. д. 46

4. Дом на Колокольной улице


Колокольная принадлежит к числу тех недлинных улиц Петербурга, которые порой встречаются в городе, проходятся от начала до конца, и уже через некоторое время нам не вспомнить их названия. Она явно находится в тени известности Владимирского собора и улиц, которые соединяет – Марата и Владимирского проспекта. Располагавшиеся здесь некогда сиротский дом и многочисленные доходные здания, конечно, не в состоянии создать заметную репутацию.

Даже тот исторический факт, что в здании № 14 в середине XIX века находилась редакция журнала «Современник» и жили ее издатели, Николай Алексеевич Некрасов и Иван Иванович Панаев, едва ли способно что-то серьезно изменить в текущей картине.

Несмотря на сказанное, все равно рекомендуем вам обратить внимание на Колокольную улицу.

Свою прогулку по ней начните от Владимирского проспекта по четной стороне. Перейдя Поварской переулок, повернитесь направо. Дом № 11 на противоположной стороне непременно бросится вам в глаза – и будет трудно сразу оценить все количество мелких деталей, которыми богато его оформление.

— ул. Колокольная, д. 11

5. Дом Дельвига


Небольшой трёхэтажный дом, в котором А. Дельвиг с семьёй прожил с 1829-1831 годы, до самой смерти, сохранился до наших дней почти без изменений. Дом отмечен мемориальной доской. В этом доме собирались и лицейские друзья, и известные поэты – В. Жуковский, П. Вяземский, Н. Гнедич, И. Крылов, Н. Гоголь. Здесь издавалась А. Дельвигом «Литературная газета», альманах «Северные цветы». В отсутствие Дельвига альманах редактировал А. Пушкин.

Украшением гостиной дома на Загородном проспекте служил портрет А. С. Пушкина, написанный Орестом Кипренским по заказу А. Дельвига. В этой гостиной по средам собирались и лицейские друзья, и литераторы пушкинского круга: В. Жуковский, П. Вяземский, Н. Гнедич, И. Крылов. Молодой композитор М. Глинка охотно бывал в доме Дельвига, играл на фортепиано и пел. Среди гостей можно было встретить и польского поэта Адама Мицкевича. Позднее, вспоминая встречи с русскими друзьями, он признавал, что писатели в России составляют род братства, связанного друг с другом многими узами.

В квартире у Дельвига располагалась и редакция издаваемого им альманаха «Северные цветы», в которые сотрудничали все дружеские поэты литераторы. С 1830 года А. Дельвиг стал издавать «Литературную газету», выходившую раз в пять дней. В отсутствие Дельвига редактировал газету А. Пушкин. «Литературная газета» откликалась на события культурной жизни, давала оценку книжным новинкам, вела острую полемику с реакционной журналистикой.

Её сотрудники – литераторы пушкинского круга – пропагандировали идеи гражданской роли писателя, его духовной независимости. Несмотря на запрещение политического отдела Пушкин и Вяземский умели иногда очень искусно обойти запрет. Например, в канун четвёртой годовщины казни декабристов, в газете появилось стихотворение А. Пушкина «Арион», в котором поэт, единомышленник первых русских революционеров, утверждал: «Я песни прежние пою».

— Загородный пр. д. 1

Источник: www.ipetersburg.ru

Читать другие новости: